Стандартная версия

Дошкольное образование

         Предназначение «Муниципального бюджетного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №3 г. Нерюнгри» заключается в реализации приоритетных направлений деятельности:
         1.В реализации права семьи ребенка с особыми образовательными потребностями на получение.
         2.В выполнении социального заказа Учредителя (в лице Управления образования Нерюнгринской районной администрации).
         Работа всего коллектива учреждения строится на убеждении, что у ребенка с ОВЗ может и должна быть нормальная жизнь, а его обучение может осуществляться по индивидуальному образовательному маршруту не щадящего, а развивающего режима, который основывается на тех способностях, склонностях, деятельностях, в которых ребенок реализует себя максимально.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с ОВЗ.

Контингент детей Дети с 3 лет
Особенности набора детей Заключение районной медико-психолого-педагогической комиссии
Вид групп Дошкольные специальные (коррекционные) группы:
- от 3 до 4 лет;
- от 4 до 5 лет;
- от 5 до 6 лет;
- от 6 до 7 лет.
Состав групп постоянный

         Обучение и воспитание в специальном учреждении для детей с нарушением зрения (с косоглазием, амблиопией и др.) направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
         Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций используются все виды детской деятельности: игра, труд, занятия разного вида, самостоятельная и совместная деятельность со взрослыми. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей.
         Содержание образования в учреждении реализуется преимущественно за счет интеграции образовательных, коррекционных, оздоровительных и развивающих задач, обеспечивающих ребенку с ОВЗ целостное восприятие мира.
         Ведущими целями интеграции образовательных, коррекционных и развивающих задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для детей с нарушением зрения с 2 до 7 лет) под редакцией Плаксиной Л.И является:
         -  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
         -  формирование основ базовой культуры личности,
         -  всесторонняя коррекция и развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
         -  подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
         Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
         Для нас первостепенное значение имеют:
         -  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременной всесторонней коррекции и развитии каждого ребенка с ОВЗ;
         -  создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
         -  максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
         -  креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
         -  вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
         -  координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом.
         Решение обозначенных целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
         Для организации планомерной системной работы разработан интегрированный подход к перспективно-тематическому планированию.
         В основе данного вида планирования лежит тематический подход:
         -  Выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на ознакомлении с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), проводится в первый день недели воспитателем.
         -  Реализация остальных областей: коммуникация (устная речь), логопедическая коррекция и развитие предпосылок к освоению письменной формы речи (письмо и чтение), ФЭМП, лепка, аппликация, конструирование и другие продолжают, углубляют предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
         -  на каждом из последующих занятий дается короткое повторение и закрепление темы недели;
         для родителей предполагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних упражнений, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.
           В основе планирования лежит тематический подход:
         -  Выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели.
         -  на остальных занятиях (коммуникация (устная речь), логопедическая коррекция и развитие предпосылок к освоению письменной формы речи (письмо и чтение), ФЭМП, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
         -  на каждом из последующем занятий дается короткое повторение и закрепление темы недели;
         -  для родителей предполагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних упражнений, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.
         Такое построение воспитательно-образовательно-коррекционно-развивающей работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:
         -  Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
         -  Принцип последовательности.
         -  Принцип системности
         -  Повторности.
         Перспективно-тематический план воспитательно-образовательно-коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (на учебный год) представлен по следующим разделам: Ребенок и окружающий мир (предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение, формирование элементарных экологических представлений). Коммуникация (развитие речи). Художественная литература. Формирование элементарных математических представлений. Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Конструирование. Музыка. Физическая культура. Здоровье. Безопасность. Социализация.

Дошкольное образование в документах