Коррекционное образование

         Коррекционно-развивающая работа в учреждении строиться как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа в специальном образовательном учреждении строится на принципе системности. С одной стороны, это работа над основным дефектом, над вторичными образованиями и над сопутствующими, дополнительными дефектами. С другой - это комплексность педагогических воздействий, которые осуществляются:
         -  в процессе реализации образовательной деятельности;
         -  в ходе воспитательной работы, направленной на коррекцию отклонений в формировании личности;
         -  в процессе коррекционных занятий и мероприятий специалистов службы сопровождения: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог
         Поиски педагогическим коллективом МБО С(К)ОУС(К)НШ-ДС№3 г.Нерюнгри путей модернизации содержания дошкольного специального (коррекционного) и начального общего образования в условиях увеличения числа детей с проблемами здоровья и развития, детей из социально неблагополучных семей направлены на создание нового варианта образовательной программы. По предположению новая ОП должна обеспечить реализацию полифункциональной сущности современного воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процесса в ОУ. Выполнение комплекса социально-педагогических функций: воспитание, обучение, развитие, оздоровление, коррекция детей поставила коллектив перед необходимостью их интеграции при разработке интегративного содержания деятельности детей.
         Организацию образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности педагогический коллектив базирует на положениях технологии интеграции. Интеграция функций и содержания дошкольного образования с функциями и содержанием коррекционного образования является одним из основных направлений учреждения и направлена на модернизацию всего образовательно-коррекционного процесса для целостного воспитания ребенка с ОВЗ.
         Образовательная среда специального (коррекционного) учреждения направлена на сочетание реализации базового содержания рекомендованных программ (образовательного стандарта), специфических задач коррекционной работы с детьми с ОВЗ
         Содержание коррекционного образования в учреждении реализуется преимущественно за счет интеграции образовательных, коррекционных и развивающих задач, обеспечивающих ребенку с ОВЗ целостное восприятие мира.
         Ведущими целями интеграции образовательных, коррекционных и развивающих задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для детей с нарушением зрения с 2 до 7 лет)» под редакцией Плаксиной Л.И является
         -  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
         -  формирование основ базовой культуры личности,
         -  всесторонняя коррекция и развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
         -  подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
         Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, образовательной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
         Технологию интеграции поддерживает разработанное направление перспективно-тематического планирования для всех участников коррекционного процесса, которое создается на едином перечне тем для взаимодействия субъектов образовательного процесса в проектной деятельности по решению программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.
         Эффективно используется при реализации коррекционного содержания и проблемная интеграция (одну проблему решают или педагоги возможностями разных областей, или педагоги и медики). Проблемная интеграция обеспечивает взаимодействие специали¬стов медицинского и педагогического направления и служит оптимизации процесса лечебно-коррекционной помощи детям с нарушением зрения и решению индивидуальных проблем ребенка, служит основой для разработки индивидуально-коррекционных программ. Она реализуется, как правило, по результатам входного, промежуточного или итогового контроля про¬цессов развития, воспитания и обу¬чения детей в ОУ и служит сред¬ством обеспечения комплексного воздействия всех педагогов на ту или иную проблему в индивидуаль¬ном развитии ребенка.
         Концептуальная интеграция – концепция охраны, развития остаточного зрения и зрительного восприятия решается на всех образовательных и коррекционных занятиях и уроках.
         Интеграция и координация педагогической и медицинской коррекции служит условием создания единого пространства коррекции, компенсации и развития ребенка.

         Задачи коррекционно-развивающей работы
         Осуществление квалифицированной коррекции нарушений: зрительного, речевого, двигательного, психоэмоционного, интеллектуального развития детей с ОВЗ через:
         - выявление направлений нарушения развития и особых образовательных потребностей детей с разными видами нарушений развития;
         - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогичес-кой помощи с учетом выявленных особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
         - создание условий для освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

         Обеспечение на практике возможности выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи, и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта.
         При разработке содержания данного направления педагогический коллектив руководствуется основными положениями Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Малофеев Н.Н.). Отсюда, в соответствии с отечественной традицией, развивающейся в контексте становления ценностей современного мира, целью образования детей с ОВЗ, в наиболее общем смысле является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства. Культура в данном случае понимается как система ценностей: частных, семейных, государственных. По мере взросления и присвоения опыта, которых, ребенок реализует свои личные устремления, занимает активную жизненную позицию в сообществе. Только полноценно развиваясь в поле своей культуры, ребенок с ОВЗ может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освjить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском сообществе.
         Для овладения уровнями обученности в соответствии со стандартами образования обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Набор используемых программ составлен с целью обеспечения комплексного подхода к организации целостного педагогического процесса:
         1. Программа специальных (коррекционных) образова-тельных учреждений (для детей с нарушением зрения с 2 до 7 лет)
         под редакцией Плаксиной Л.И., 2003 год. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду.
         2. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина - М.: Изд-во «Альфа», 1993. – 86 с.
         3. Программа обучения и воспитания детей с ОНР (средняя группа) под редакцией Нищевой Н.В.
         4. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. Под редакцией Н.В. Нищевой.
         5. Программа специальных (кор-рекционных) учреждений 8 вида (подготовительный класс) под редакцией А.С.Шевченко

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в документах